Содержание:
Согласно статистике, Россия остается второй страной после США по числу владельцев домашних животных: каждый второй житель РФ держит дома кошку, собаку, рыбок либо других питомцев. Именно поэтому торговля зоотоварами на сегодняшний день является крайне доходной и популярной нишей в мелком бизнесе. К тому же открыть магазин зоотоваров не так сложно – с этой задачей может справиться даже тот, кто не имеет опыта в предпринимательстве. Однако и здесь есть свои трудности, на которых стоит сосредоточить внимание, особенно если бюджет на развитие дела максимально ограничен.
Форматы зоомагазина
Крупный сетевой зоомагазин и небольшой киоск с товарами для животных – две принципиально разные модели бизнеса. Поэтому в первую очередь стоить определить формат магазина:
- Интернет-магазин – одна из наименее затратных форм для старта, которая не требует аренды торгового помещения.
- Киоск или точка на рынке – некогда популярный формат ведения зообизнеса, который часто используется и сегодня предпринимателями в небольших городах.
- Зоомагазин в отдельном помещении или в ТЦ – это торговая точка среднего масштаба, что требует уже довольно серьезных вложений и привлечения наемного персонала.
- Сеть магазинов – крупный формат бизнеса.
В зависимости от формы и предполагаемого размера бизнеса, предпринимателю необходимо будет определиться со стартовыми затратами, потребностью в найме персонала и особенностями оформления предприятия. Также стоит учитывать предполагаемый ассортимент. Торговать кормами – это одно, ветеринарными препаратами или живыми животными – совсем другое.
Проще всего открыть точку именно с сопутствующими товарами (кормами, наполнителями, аквариумами и т. д.), так как в большинстве случаев это не требует дополнительных разрешений. Это одна из самых выгодных, но в то же время высококонкурентных ниш. Корма для животных – это более 70 % оборота в любом зоомагазине, при этом наценка на них редко превышает 10–20 %. Столь низкое значение обусловлено демпингом цен конкурентами – каждый магазин будет стараться переманить к себе клиентов именно ценой. На ряд сопутствующих менее ходовых товаров можно установить маржу в 100 или даже в 200 %.
Зоомагазины с ветеринарными препаратами должны иметь в штате дипломированного специалиста, у которого есть соответствующие сертификаты. В этой роли может выступать и сам предприниматель, но нанять неквалифицированного работника уже не получится. С торговлей животными еще сложнее. Потребуется проводить периодический ветеринарный контроль, а также обеспечить для них подобающие условия.
Зоомагазин с нуля с минимальными вложениями – это либо интернет-магазин, либо небольшая торговая точка. В других случаях нужен будет серьезный капитал.
Регистрационные документы
Для оформления торговой деятельности можно открыть либо ИП, либо ООО, зарегистрировав юридическое лицо. Статуса предпринимателя будет достаточно для торговли с небольшими оборотами, к тому же сегодня оформить ИП в налоговой можно всего за 3–4 дня. Потребуется обратиться в отделение ФНС по месту регистрации с соответствующим заявлением. При постановке на учет необходимо будет выбрать один из ОКВЭДов – кодов, регламентирующих торговую деятельность:
- 47.19 – при розничной торговле в неспециализированной торговой точке;
- 47.78 – аналогично, но уже в специализированном магазине;
- 47.73 – при организации ветаптеки с реализацией лекарств;
- 47.76.2 – продажа кормов и животных.
Стоит также учитывать, что допускается выбирать сразу несколько кодов ОКВЭД. Это позволит сделать бизнес более гибким с возможностью расшириться или перестроиться в нужный момент. Важно: при оформлении в качестве ИП торговая площадь магазина не должна превышать 150 кв. м.
Если арендовать торговую площадь в ТЦ, других документов для продажи кормов и сопутствующих товаров не потребуется. При открытии магазина в жилом доме необходимо будет получить разрешение от МЧС и санэпидемстанции. Далее всё зависит от ассортимента и направленности бизнеса. Если заниматься реализацией лекарственных средств или вакцин, потребуется специальная лицензия, а также диплом, подтверждающий соответствующую квалификацию персонала.
Аренда помещения обязательно должна оформляться официально соответствующим договором. За отсутствие этого документа предусмотрен штраф.
При ведении деятельности в сети Интернет тоже нужно будет прибегнуть к оформлению ИП. Причем предприниматель сможет вести продажи и в офлайн-режиме при условии соблюдения предусмотренных законом требований. Что касается налогообложения, здесь есть несколько вариантов:
- Патент – 6 % от потенциальной прибыли. Стоимость патента определяется региональным управлением ФНС и отличается в каждом регионе.
- Упрощенная система на прибыль – 15 % от суммы чистого дохода.
- 6 % на доход – наиболее популярный тип среди владельцев зоомагазина.
Право выбора формы налогообложения остается за предпринимателем. При этом процентные ставки могут различаться в каждом конкретном регионе, так как местное правительство часто устанавливает льготы на отдельные виды деятельности.
В случае найма сотрудников потребуется также делать взносы в налоговую и фонд социального страхования. Если нанимать иностранных граждан, это обойдется значительно дороже.
Когда речь идет о небольшом зоомагазине с минимальными вложениями, то оптимальным выбором предпринимателя станет регистрация ИП с выбором упрощенного налогообложения. В большинстве случаев первое время торговать можно и самому, а о найме персонала задуматься уже тогда, когда бизнес начнет расти.
Анализ рынка и конкурентов
Перед открытием бизнеса необходимо изучить актуальную ситуацию на рынке. Знакомство с деятельностью конкурентов позволит предпринимателю определить их главные сильные и слабые стороны. Обращать внимание следует на следующие моменты:
- Ассортимент товаров. Необходимо изучить, чем торгуют конкретные магазины и на что делают упор. Есть точки, где реализуются только бюджетные корма экономсегмента, есть зоосалоны, которые торгуют только премиальными позициями. Обратите внимание на установленную наценку и общее количество товара на полках, число товарных единиц.
- Качество сервиса и квалификацию персонала. Не будет лишним и пообщаться с продавцом, чтобы понять, насколько он ориентируется в теме. Буквально несколько вопросов о свойствах тех или иных продуктов, об их составе и приемлемости для конкретных животных дадут понимание о том, насколько грамотную консультацию может предоставить та или иная торговая точка. Владельцы часто знают о своих питомцах и их потребностях достаточно много, поэтому продавец, который может только отпускать товар, едва ли сможет удовлетворить их интересы.
- Наличие дополнительных услуг. Изучите, чем занимаются зоомагазины, помимо прямых продаж. Это может быть груминг, платные консультации, установка и обслуживание аквариумов и т. д.
- Программы лояльности. Стоит также обращать внимание на акции и специальные предложения. Небольшие магазины часто предоставляют бонусы постоянным клиентам. Если покупатель имеет карту даже с символической скидкой в 1–2 %, то подсознательно он будет стараться закупаться в этой точке.
К изучению рынка необходимо подходить и в момент выбора места, где открыть зоомагазин. Организовывать точку с аналогичным ассортиментом рядом с другим магазином слишком рискованно. Во-первых, переманить клиентов конкурента будет крайне сложно, а во-вторых, если магазин работает долгое время, он, вероятнее всего, готов пойти на демпинг. Для начинающего предпринимателя же постоянное снижение цен может стать критичным. Если же в каком-то городе нет зоомагазинов, провести анализ будет сложно, но это также дает преимущество – вести бизнес без конкурентов намного проще.
Маркетинг
Любое дело двигает реклама, поэтому стоит понимать, что продвижение магазина также потребует определенных затрат. Для небольшой точки будет достаточно яркой вывески, для онлайн-бизнеса – продвижения в Интернете. Главная задача – привлечь потенциальных покупателей. В дальнейшем многие предприниматели часто используют дополнительные методы: устраивают выставки, создают любительские клубы, совместные прогулки и т. д.
Существует и внутренний маркетинг – продвижение конкретных товаров внутри магазина, реализация которых принесет больше прибыли. Как правило, это касается премиального сегмента либо определенных сопутствующих позиций: одежды для животных, аквариумного оборудования или аксессуаров. Продвижение отдельных товаров существенно сложнее и сводится к способностям продавца и непосредственно производителя (рекламные брошюры, целевые акции и т. д.).
Организацию программ лояльности также можно отнести к маркетингу. Акции – отличный способ популяризации торговой точки.
Ассортимент зоомагазина
Самое сложное для новичков в зообизнесе – определиться с ассортиментом. Предпринимателям, которые только вошли в эту сферу, стоит начинать с быстро оборотных позиций, которые не требуют особых условий хранения. Большая часть оборота приходится на корма для собак и кошек, так как именно эти животные чаще всего живут в домах потенциальных покупателей. Также можно обращать внимание и на другие товары, на которые можно установить хорошую наценку. Даже если их не удастся реализовать быстро, они всё равно смогут окупить вложения.
Так как торговля ветеринарными препаратами требует дополнительных разрешений и обязательного присутствия квалифицированного сотрудника, начинающему предпринимателю будет сложно освоить данную сферу. К тому же это потребует дополнительных затрат. Поэтому если говорить о том, как открыть зоомагазин с минимальными вложениями, от торговли лекарственными средствами лучше отказаться.
Продажа животных потребует больше затрат, однако вложения быстро окупятся. Понадобятся средства на питание, уход, также стоит учитывать возможную смертность. Придется нанять квалифицированных сотрудников и создать необходимые условия содержания, найти надежных поставщиков. При этом наценка на продажу животных, как правило, начинается от 100 %, что позволяет получать высокую прибыль даже при дополнительных издержках. Также торговля питомцами сможет обеспечить постоянный доход за счет продажи кормов, аксессуаров, клеток и другого оборудования, в том числе дорогостоящего. Для содержания животных можно использовать предлагаемую продукцию (например, аквариумы, наполнители, фильтры), что послужит дополнительной рекламой ваших товаров.
Выбор помещения
Как и в любом бизнесе, выбор места торговой точки решает многое. Чем выше проходимость – тем лучше. Выгодно открывать зоомагазин на рынках, в ТЦ или просто в густонаселенных спальных районах, главное – держать дистанцию с конкурентами. Также внимание стоит уделять и непосредственно самому помещению:
- Вентиляция. Корма имеют специфический запах, а если их много, и помещение не проветривается или существуют проблемы с циркуляцией воздуха, неприятные ароматы могут отпугнуть покупателей. Если планируется содержание животных, этот вопрос еще более актуален.
- Соседство. При выборе площади в ТЦ нужно обращать внимание и на соседей. Граничить с алкомаркетами или магазином для взрослых – не лучший вариант, так как это может негативно отразиться на возможности привлекать детей.
- Площадь. Размеры помещения напрямую зависят от возможностей предпринимателя.
- Доступ к воде и индивидуальные потребности. Если предприниматель планирует реализацию аквариумных рыб, стоит позаботиться о выводе отдельного водопровода и об обособленной канализации.
- Оформление. В сильно заброшенной точке или «морально устаревшем» магазине рано или поздно потребуется косметический ремонт, что обернется дополнительными затратами.
Еще один немаловажный фактор – это легкость в доставке товара. Многие поставщики привозят заказы только до дверей магазина, разгрузка же возлагается на предпринимателя или его сотрудников. Если точка находится на высоких этажах ТЦ, с этим могут возникнуть дополнительные проблемы.
Торговое оборудование для зоомагазина
С подбором оборудования всё намного проще. Во-первых, в зоомагазине оформление стоек не имеет важного значения, поэтому стеллажи можно покупать и подержанные, что позволит существенно сэкономить. Во-вторых, многие бренды предоставляют свое оборудование на условиях, что на нем будет размещена именно их продукция. Также никто не запрещает взять стойки в аренду.
Поставщики для зоомагазина
Выбор поставщиков – одна из ключевых задач при запуске любого бизнеса, и сфера товаров для животных не стала исключением. От поставщика зависит возможный ассортимент магазина, скорость доставки, удобство документооборота, помощь в выборе позиций для заказа, а главное – стоимость закупки. Найти проверенного оптовика непросто, а в Сети немало мошенников. Иногда поставщики для зоомагазина сами находят предпринимателей, и их представители самостоятельно посещают точки, но в любом случае первый заказ – это всегда кот в мешке.
Преимущества работы с «Акваэнимал»
Компания «Акваэнимал» предлагает предпринимателям выгодные условия для сотрудничества:
- Разнообразный ассортимент различной направленности: витамины и лакомства для животных, аквариумистика, сопутствующие товары для собак, кошек, позиции по уходу за прудом, клетки для птиц и грызунов.
- 20 известных брендов в портфеле, которые успели зарекомендовать себя на рынке.
- Возможность формировать заказ как по телефону, так и онлайн.
- Помощь в выборе со стороны квалифицированного менеджера.
- Бесплатную доставку товара в регионы России.
«Акваэнимал» поможет заполнить полки магазина известными брендами с высокой оборачиваемостью по разным категориям товаров. Мы работаем напрямую с производителями, поэтому стоимость продукции поддерживается на доступном уровне. Также мы предлагаем индивидуальные скидки. Минимальная сумма заказа составляет всего 10 000 рублей, что позволяет сотрудничать как с крупным, так и со средним и малым бизнесом.