У вас обновился раздел с персональными рекомендациями!

Особенности продажи птиц и грызунов в зоомагазинах

Правовые основы: документация, оформление витрины, , правила продажи, обмен и возврат животных, ветеринарные требования.

Покупка питомца - это всегда большой праздник. Праздник как для нового владельца, так и для продавца. Прекрасно когда между, говоря правовым языком, двумя сторонами акта купли-продажи не возникает каких-либо разногласий. Значительно сложнее, когда клиент предъявляет претензии. Ведь как поступить в спорной ситуации в нашей стране не знает ни одна из сторон. Виной тому, как недостаточная информированность о правилах продажи, так и низкое качество проработки законов, касающихся животных.

В этой статье мы попытаемся ответить на наиболее частые вопросы как продавца, так и покупателя животных.

Оперировать мы будем официальными документами («Правила торговли, Закон «О защите прав потребителей» и др.), консультациями юристов и, конечно, здравым смыслом.

Какое ветеринарное свидетельство должно быть в зоомагазине на животных?

Свидетельство должно быть то же самое, как и на транспортировку, т.е. задача продавца показать ветеринарной службе, что в магазин поступило здоровое животное.

В настоящее время, в соответствии с Приказом Минсельхоза РФ № 422 от 16 ноября 2006 года, зарегистрированным в Минюсте РФ, животных можно перевозить только при условии обязательного оформления ветеринарной справки формы №4 или ветеринарного свидетельства формы №1.

Ветеринарные сопроводительные документы выдаются на все виды животных с целью подтверждения здоровья животных, идентификации и эпизоотического благополучия территории, с которой они вывозятся для предъявления их владельцами при транспортировке и в пункте назначения.

Ветеринарная справка №4 должна быть на животных, купленных внутри города, а ветеринарное свидетельство №1 на животных, привезенных из других областей России.


Любая из этих справок выдается на группу животных, т.е. в ней может быть перечислены многие виды животных (Например: кролики 10шт, крысы 3шт, волнистые попугаи 20шт). Государственные ветеринарные клиники обязаны выдавать такие справки бесплатно, но наверняка возьмут деньги не за справку, а за осмотр животных или анализы.

Животные, не поступавшие в магазин (например, рожденные в данном помещении) могут не сопровождаться справками.

Любая из этих справок хранится в магазине. Клиент не вправе требовать оригинал или ксерокопию этой справки! В добровольном порядке вы можете показывать справку клиентам или даже снимать с нее копию. Но, по сути, для клиента она не имеет никакой юридической ценности.

Вывод: единственный документ на животных для отчётности перед ветеринарными службами – это ветеринарная справка формы №4 или ветеринарное свидетельство формы №1. Такая справка должна храниться в магазине и не выдаваться клиенту при покупке животного. Делать ксерокопию для покупателя вы также не обязаны.

Что продавец должн предоставить клиенту при продаже животных?

Отношения между продавцом и покупателем в нашей стране регулируют «Закон о защите прав потребителя» и «Правила торговли»

Продажа животных регулируется одним документом - Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров».

Часть IX. Особенности продажи животных и растений.
(раздел введен Постановлением Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222)
 
Информация о животных и растениях, предлагаемых к продаже, помимо сведений, указанных в пункте 11 настоящих Правил, должна содержать их видовое название, сведения об особенностях содержания и разведения.
Продавец также должен предоставить информацию о:
 
Животные, предназначенные для продажи, должны содержаться в соответствии с общепринятыми нормами гуманного обращения с животными в условиях, отвечающих обязательным требованиям стандартов.

Вместе с товаром покупателю передаются товарный чек, подписанный лицом, непосредственно осуществляющим продажу, в котором указывается видовое название и количество животных или растений, наименование продавца, дата продажи, цена;  удостоверяющее, что животное здорово.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 81)

По закону продавец клиенту должен предоставить как информацию, так и документацию:
1.    Информация: видовое название, сведения об особенностях содержания и разведения
Лучше всего располагать информацию в доступном для покупателя месте, а не надеяться на ответственность продавцов и память покупателя. Поэтому небольшие таблички с основными сведениями о содержании, кормлении и др., расположенные на стеллаже с животными, будут наилучшим решением.
2.    Документы:
Товарный чек должен содержать подпись продавца, видовое название и количество животных, наименование продавца, дата продажи, цена

Можно воспользоваться готовыми товарными чеками (теми же, что и на весь остальной товар). Но выписывать товарный чек нужно не по требованию, а обязательно.

Другой способ  - это изготовить товарный чек самим. Его можно распечатать на принтере или растиражировать на резографе в типографии – это будет значительно дешевле.

В товарном чеке может быть указана любая информация, в том числе номер ветеринарной справки, о которой мы говорили ранее. По закону вы не обязаны это делать, но ссылка на справку из государственной ветеринарной клиники внушает доверие клиенту и повышает его лояльность к магазину.

Ветеринарное свидетельство (ветеринарная справка), удостоверяющее, что животное здорово.

По закону ветеринарную справку на животное может выписать любой человек с ветеринарным образованием. Если у вас ООО, то штатный ветеринар не должен нигде регистрироваться, а вот если у вас ИП - ваш сотрудник должен оформить специальные документы на ведение ветеринарной деятельности.

В соответствие со статьей 4 Закона О ветеринарии, юридические и физические лица, ведущие ветеринарную деятельность, подконтрольны государственной ветеринарной службе субъекта РФ, на территории которого находится. В случае ООО, документального оформления не требуется, в случае ИП, необходимо зарегистрироваться в госветслужбе субъекта, как ведущего ветеринарную деятельность.

Для того, чтобы обойти возможные претензии со стороны покупателя, может быть оформлен дополнительный догов купли-продажи, акт приема-передачи или товарный чек. Подпись клиента в данном случае обязательна.

Здесь можно указать, что животное не подлежит возврату и обмену, что животное клинически здорово (эту часть может быть оформлена как ветсправка с подписью штатного врача), что с момента купли-продажи ответственность за жизнь и здоровье животного в полном объёме ложится на покупателя.

Мы предлагаем Вам пример оформления товарного чека. .


Вывод: продавец обязан предоставить покупателю информацию о животном, товарный чек и ветеринарную справку.

А если клиент хочет вернуть или обменять животное?

Мы настоятельно рекомендуем повесить распечатку данного закона на видное место в магазине.

Товары надлежащего качества, не подлежащие обмену или возврату по закону:
Постановление Правительства РФ от 20.10.1998 N 1222, от 06.02.2002 N 81
Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 N 1222, от 06.02.2002 N 81)
13. Животные и растения (п. 13 введен Постановлением Правительства РФ от 20.10.1998 N 1222)

Из него следует, что здоровое животное магазин имеет право не обменивать.

Вывод: продавец не обязан обменивать или принимать обратно здоровое животное вне зависимости от причин возврата.

Но как быть с заболевшим или умершим животным?

Пожалуй, самый щекотливый вопрос – это внезапная смерть или болезнь животного, наступающая в течение ближайших недель после продажи.

Магазины чаще всего ссылаются на предыдущий перечень товаров. Но внимательно прочитав, мы поймем, что речь там идет о товарах НАДЛЕЖАЩЕГО качества, т.е. о здоровом животном.

Ветеринарная справка, выданная при покупке животного, гарантирует, что питомец клинически здоров. Это означает, что ветеринарный врач при осмотре не обнаружил каких-либо симптомов заболеваний.

Любые травмы, отравления могут расцениваться, как возникновение неисправности по вине покупателя.

Здесь вступает в силу закон "О защите прав потребителей" (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 N 2300-1
Глава II. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ
ТОВАРОВ ПОТРЕБИТЕЛЯМ
Потребитель вправе потребовать замены товара, возвращения суммы и др. (Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков (в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ), п.1)

Часто возникает гневное возмущение: как же живое существо может быть товаром?! В нашем законодательстве согласно гражданскому кодексу животное именно товар, о чем говорит следующая статья:

ГК РФ Статья 137. Животные
К животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.

Предъявляя претензию, клиент уверен, что животное было больно еще до покупки.

Но так как продавец уверен, что проданное животное здорово, то возникает спор о причинах возникновения недостатков товара, который решается через экспертизу товара. 

По закону магазин может провести проверку неисправности самостоятельно. Покупатель вправе присутствовать. Если же покупатель с версией продавца не согласен, то магазин должен провести экспертизу за свой счет.

В нашей стране экспертизу могут проводить только независимые эксперты определенным образом зарегистрировавшиеся, поэтому ветеринарный врач не является экспертом. Больное животное или труп необходимо нести в независимую экспертизу. Если будет доказана вина покупателя, то он обязан вернуть магазину деньги за экспертизу.

Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков (в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ), п.5
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Экспертиза должна доказать, что животное было больно до приобретения.

На практике такие дела рассматриваются нечасто. Продавец и покупатель стараются полюбовно решить конфликт.

Самым лучшим советом будет постараться избежать конфликтной ситуации до совершения покупки.

Вывод: Умершее или заболевшее животное рассматривается законом, как пример товара ненадлежащего качества.

Как предотвратить претензии?

Готовясь к покупке животного, человек должен серьезно задуматься готов ли он к появлению в его семье нового питомца. Очень важно удостовериться, что ни у кого из членов семьи нет аллергии на шерсть, что клетка будет стоять вне досягаемости от детей, что другие домашние питомцы не навредят новичку.

Задача Продавца предупредить, что животные могут укусить или поцарапать при неправильном обращении. Важно подчеркнуть, что животные могут нести опасность для человека. Также животные могут поцарапать мебель, разгрызть провода и нанести другой вред имуществу. Лучше, чтобы продавец указал это в договоре, товарном чеке или акте приема-передачи, а клиент подписался, что с данной информацией ознакомлен.

В ином случае покупатель может сослаться на следующую статью:

Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Очень важно во время продажи рассказать подробно о здоровье животного, о наиболее распространенных заболеваниях, наглядно продемонстрировать, что животное здорово. Так, обязательно показывать сухие и чистые перья под хвостом у попугаев, показать все пальчики на лапках, пустить хомяка немного пройтись, чтобы клиент убедился, что нет переломов, показать ясные и чистые глаза.

Если вы сомневаетесь в том, что клиент готов к покупке, постарайтесь отговорить его: это позволит избежать многих проблем в будущем.

Заранее подробно объясните, по какой причине животные нельзя обменивать. Ваша задача донести до человека, что он приобретает не игрушку, а живое существо, и что забота о нем полностью ложиться на него.

Покупатель должен понимать, что в болезни животного может быть виноват именно он. Целый ряд причин может спровоцировать вспышку заболевания:

  • переохлаждение или стресс во время транспортировки от зоомагазина до дома;
  • неумелое обращение с животным на всех этапах адаптации на новом месте;
  • ненадлежащие условия, обслуживание и кормление на новом месте (дома у покупателя);
  • посадка животного в зараженную клетку (аквариум);
  • контакт приобретенного животного с носителем заболевания на всех этапах адаптации на новом месте;
  • травма от неумелого держания животного на руках;
  • травма во время прогулки по квартире;
  • стресс от чрезмерного внимания;
  • простуда от сквозняков;
  • … и многое другое.

Если продавец подробно рассказал об особенностях здоровья животных, а лучше задокументировал это письменно, то при предъявлении претензий он сможет сослаться на фразу в статье 18: "если они не были оговорены продавцом" (полностью статья была дана ранее)

Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе…

Вывод: всегда проще предупредить претензию, чем решить ее полюбовно. Главная задача продавца дать грамотную консультацию, рассказав о всех подводных камнях в содержании животных. Чтобы обезопасить себя продавец может составить договор с покупателем.

Компания АкваЭнимал желает Вам успешной продажи и покупки животных!

Нилова Елена, бренд-менеджер SANAL, компания АкваЭнимал - оптовая продажа зоотоваров, дистрибьютор Aquael, Tetra, Inter-Zoo, Sanal. Тел: (495) 739-63-32 e-mail: info@aquanimal.ru www.aquanimal.ru

При копировании ссылка на сайт www.aquanimal.ru обязательна

Список просмотренных товаров пуст
AlfaSystems GoPro GP261D21